Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Париж, Париж, день 7.

Дорогие друзья, по итогам предыдущего разговора у меня возникла вот какая мысль. С одной стороны, я прекрасно знаю, что подобные отчеты о путеществиях часто вполне самодостаточны, там особо обсуждать и комментировать нечего. С другой, я поняла, что мне важно видеть, что мои заметки прочитаны-увидены, что они не падают в пустоту. Это мне дает новые силы и энергию, чтобы писать дальше. Собственно, именно отсутствие обратной связи привело к тому. что у меня так и осталась недописанной Италия, и почти ничего не рассказано про Англию с Шотландией. Поэтому у меня к вам есть просьба/предложение. Раз уж в ЖЖ отсутствует сильно облегчающая жизнь кнопка Like, я предлагаю тем, кого это не затруднит, оставить практически пустой комментарий в том случае, если вам рассказ показался интересным.

Любой графический значок - точка, звездочка, восклицательный знак... Одним словом, все, что угодно. Может быть, только плюсиков стоит избегать, потому что они последнее время устойчиво ассоциируются со скорбными новостями. Мне такого значка будет вполне достаточно, чтобы знать, что я пишу не впустую. Большое спасибо за понимание! А теперь перейдем к собственно рассказу.

Изначально я в эту поездку на Монмартр забираться не планировала - еще достаточно свежи были в памяти мои прошлые прогулки, когда я останавливалась в гостинице у самого подножия холма. Но жизнь, как водится, вносит свои коррективы. На сей раз вестником Фортуны явился мой парижский приятель А. Как-то вечером за бокалом вина он пустился в детские воспоминания, и тут-то и выяснилось, что он как раз родился и большую часть жизни провел на Монмартре, а за город перебрался ради дочки, чтобы она росла на природе. Одним словом, стало ясно, что Монмартра-то я толком и не знаю... А на следующий день А. прислал мне интернет-ссылку и снабдил ее комментарием, что я, дескать, знаю твою нелюбовь к организованным экскурсиям, но вот с этой девочкой по Монмартру пройтись очень советую, она явно предлагает нетривиальную программу. Сам он в качестве гида в рабочий день выступить никак не мог, поэтому я решила последовать совету и ни единой секунды не пожалела. Девушка-экскурсовод действительно оказалась очень увлеченной и досконально знающей самые неожиданные уголки Горы мучеников. В итоге вместо заявленных полутора часов мы гуляли три, и для самых стойких под конец еще и дополнительные сюрпризы выпали.

За время этой прогулки я окончательно забила снимками последнюю свободную флешку, поэтому часть сцен пришлось снимать на планшет, за что семейство подвергло меня суровому остракизму. На самом деле, я бы еще больше всего хотела сфотографировать, но то свет был совсем неподходящий, то невозможно было выбрать сколько-нибудь приличный ракурс для съемки. День был очень солнечный и жаркий, освещение жесткое, поэтому за качество фотографий заранее приношу извинения.

Началась наша экскурсия на площди Аббатис, прямо напротив церкви святого Иоанна Монмартрского. С этим собором в свое время была связана очень непростая история, поскольку парижская архиепархия пыталась судиться с архитектором Anatole de Baudot из-за неканоничности конструкции и ее несоответствия принятым в то время стандартам. Но как бы то ни было, Иоанновская церковь остается на своем месте вот уже второй век. Уникальна она, помимо всего прочего, тем, что это первый в мире храм, построенный из армированного бетона. И витражи в стиле Ар Нуво тоже замечательны, их можно разглядывать очень долго. Особенно если попытаться подсчитать общее количество орлов, самым разным образом спрятанных в элементах декора храма. Некоторые их них сразу бросаются в глаза. А вот отыскать орлиную голову на фибуле, застегивающей плащ св.Иоанна на надвратной фреске, удается далеко не каждому.



Эта фотография не моя, утащена из  интернета. А вот последующие иллюстрации все мной сняты.





На противоположной стороне площади, в сквере вот уже несколько лет как появилась стена "Я тебя люблю". Здесь темно-синие керамические плитки покрыты более чем тремястами вариантами написания этой фразы на более чем ста живых и не очень языках разных народов. Ради интереса попробуйте увеличить картинки до полного размера и посчитать, сколько разных языков вы опознаете. Создатели стены прибегли к очень простому и эффектному приему, чтобы получить такое разнообразие рукописаний. Как правило, они садились в засаду около посольств и консульств, отлавливали их руководителей и просили в блокноте написать на своем языке "Я тебя люблю". Судя по всему, им ни разу никто не отказал. Кстати, то, что мы частенько именуем "козой", на янглоязычном языке жестов как раз расшифровывается как I Love U.







Как назвать этот инструмент - не ведаю. Возможно, это еще один вариант шарманки или полифона. В любом случае, музыка здесь "запрограммирована" на складывающихся в гармошку "перфокартах". Вот они, предвестники компьютеров... Агрегату давно сотня лет минула, а играет как новенький и неизменно собирает вокруг себя толпу. Фотография снята во дворе "Плавучей прачечной" (Бато Лавуар) - общежития парижской богемы, располагавшегося более ста лет назад в здании бывшей фабрики пианино. Когда-то здесь жили Пикассо. именно тут перешедший от голубого периода к розовому, вечно не плативший за жилье Модильяни, Тулуз-Лотрек, Макс Жакоб и Андре Сальмон, Здесь бывали Гоген, Матисс, Апполинер, Кокто, Анри Руссо и многие-многие другие. Как и полагается богеме, художники с поэтами обычно были бедны аки церковные мыши. Поэтому для поддержания их хрупкого существования для них частенько выставляли котел с супом прямо у дверей старейшего кабаре, некогда носившего название "Встреча воров", а потом "Кабаре убийц".





Впоследствии художник Андре Жиль нарисовал фреску, изображавшую кролика, выскакивающего из котла. Посетителям изображение понравилось, и его часто стали упоминать как "Кролик Жиля". Кролик по-французски Lapin, фраза "кролик Жиля" звучит как Lapin à Gilles.  Со временем à Gilles трансформировалось в agile, что означает "шустрый", "проворный", а кабаре соответственно получило название "Проворный кролик". В те годы, когда Кролик спасал от голодной смерти монмартрскую богему, его хозяином был невероятно популярный шансонье Аристид Брюан.







Прямо напротив Проворного кролика сохранился последний на Монмартре виноградник. Точнее, дело было вот как. В эпоху Каролингов на Холме мучеников виноград рос совершенно беспрепятственно, и эта гора наряду с Бельвилем и Менильмонтаном полностью удовлетворяла все винное потребности Парижа и окресностей. Но по мере роста города и выкорчевывания растительности под застройку монмартрские виноградники постепенно пришли в упадок и практически полностью исчезли с лица земли. Но на рубеже двадцатых и тридцатых годов новое поколение богемы хватилось, что негоже так расточительно относиться к историческим традициям, и новый виноградник был заложен практически с нуля. Его первым владельцами на паях стали Мистингет и Фернандель.



Несмотря на звездность имен владельцев, результаты оказались весьма скромными. Виноградник в лучшие годы приносит не более 1000 бутылок вина, и качество его и по сей день оставляет желать лучшего. Но это не мешает добрым парижанам каждую осень проводить на винограднике праздник нового урожая, выбирая короля и королеву фестиваля, и радоваться тому, что вкус вина все-таки постепенно становится все лучше и лучше.





А это уже дань новому поколению монмартрской богемы. Памятник писателю и драматургу Марселю Эме авторства одного из знаменитейших актеров французского кинематографа Жана Марэ. Марэ в основном известен своими актерскими работами, а вель он был прекрасным скульптором. Здесь он изобразил своего друга Марселя в виде персонажа одного из самых известных его романов, Человека, проходящего сквозь стены. По словам нашего экскурсовода фильм по этому роману получился просто гениальный, его непременно надо смотреть.

 

Интересно, разглядит ли кто-то ехидную пародию, которую кто-то из современных уличных артистов пристроил на стену совсем рядом с памятником Марселю?





А это уже богема совсем современная. Дом, в котором жила Далида, памятник на площади ее имени и ведущая к площади красивейшая улица Монмартра, на которой снималось множество исторических фильмов.








А это место наверняка узнают поклонники Амели Пулен. Именно в этот магазинчик она бегала за покупками.


А теперь немного истории.



Вот этот квартал был выстроен лет 90 назад специально для скандинавских рабочих, приехавших на заработки в Париж. Поскольку предполагалось, что суровые северяне будут тосковать по своей природе и привычному им красному кирпичу, первоначально весь квартал не был снаружи оштукатурен и являл не слишком типичный для Парижа облик. Сейчас его стиль уже несколько изменился, и живут там далеко не бедные многодетные скандинавы-каменщики.






А это фонтан-памятник Дионисию Парижскому, архиепископу-мученику, обезглавленному на Монмартре. Согласно легенде, после казни Дионисий взял голову в руки и пешком пошел в то место, где позднее возникла усыпальница Сен-Дени. На полпути он утомился и присел отдохнуть. И из земли забил источник, обладающий, как считается, чудотворными свойствами, Во-первых, его вода исцеляет как минимум от головной боли. А во-вторых, женщина, испившая этой воды, никогда не сможет изменить мужу, как бы она ни хотела. В обратную сторону, впрочем, вода не действует. А зря...








А с мельницами связана одновременно интересная и грустная история. Когда-то мельниц на Монмартре было множество, большинство из них перемалывали зерно, но не только. В частности, та мельница, которая изображена на двух первых снимках, хотя и именуется сейчас Галет (от слова galet, означающего вафли), на самом деле всю жизнь перерабатывала луковицы для нужд парфюмерной промышленности. А настоящей  мельницей, делавшей лучшую в округе муку для вафель была та, которая едва виднеется за деревьями на третьем снимке.  В начале 19 века мельница Галет принадлежала четверым братьям Дебрэ. Дела их шли наилучшим образом, пока в 1814 году они не совершили страшную ошибку...

Когда российские войска подошли к Парижу, братья Дебрэ не нашли ничего лучшего, как начать забрасывать едущих по Монмартру казаков самодельными гранатами. Дальнейшее, полагаю, и так понятно. Взрослых на мельнице в живых не осталось... причем одного из братьев распяли непосредственно на крыльях ветряка. Десять лет спутя Николя Дебрэ, бывший во время бойни ребенком, вырос и решил, что надо что-то сделать, чтобы грустные ассоциации, связанные с мельницей, сменились чем-то более положительным. так и родился знаменитый танцзал, подаривший миру Bal du moulin de la Galette.




Это Бал кисти Ренуара.




А это мельница, изображенная Утрилло.




Вот этот дом именуется домом Утрилло, потому что художник во время оно самолично окрасил его в подобный цвет. Сам он с матерью и другом обитал по соседству, и семья своим бурным образом жизни постоянно доставляла окрестным сплетникам массу поводов для злословия.







Творение кого-то из современных художников. Витраж гласит "волк волку человек".





Стрит-арт. Художник (ца?), обожающий украшать стены половинками велосипедов, не так давно подобным образом порезвился в Нью-Йорке на Манхэттене, потому что решил, что Париж больше ему по масштабу не годится.






"Любите друг друга". Просто монмартрская лестница.





Художник Грегори очень любит демонстрировтаь свое лицо в разных видах.






Дань памяти великим художникам-монмартрцам.








Базилика и вид на город. С Бельвиля точно панорама красивее, проверено.







А это тот самый бонус от экскурсовода - римские колонны в древнем храме Святого Петра. Если приглядитесь, левая колонна в алтаре темнее по цвету. И таких колонн там четыре, они сохранились от капища Марса, возведенного римлянами в I - II веках на этом месте.





И это у меня не оптическое искажение. Храм на самом деле расширяется от фундамента к крыше, спасибо римским архитекторам.




А вообще, я от самой экскурсии получила огромное удовольствие еще и потому, что физически окунулась в мир Эжена Лабиша. Ибо наша группа потрясающе напоминала тех несчастных провинциалов, которые бродили по городу в поисках жилища Фадинара, только в роли "Стржельчика" у нас была дама. Но то, что и как она говорила, на все сто совпадало с его репликами, и это было уморительно смешно.

Tags: Монмартр, Париж, Франция

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →