Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Еврейские тайны

Нет, мне это определенно нравится... Пыталась я сегодня сестренку отвлечь от наших горестных семейных обстоятельств (кто не в курсе - у нас в Ебурге тетушка умирает, как раз у сестры на руках. Причем тема онкологии и обезболивания звучит в наихудшем отечественном варианте...).  Ну я и предложила сестрице поговорить о наших семейных тайнах и о том, что в действительности история семейства была, судя по всему, совсем не такой, как нам рассказывали.

- А что, у нас что-то не складывается? - без особого интереса поинтересовалась сестренка. - Хотя если задуматься... Эти наши вечные недомолвки, секреты, старшее поколение, изображающее партизан..  Давай действительно попробуем сопоставить факты, кто что знает, вдруг что-то вырисуется?

В итоге получилось у нас вот что.

Мы сошлись на том, что нашего общего прадеда действительно звали Иосифом. А вот с родом его занятий сразу начались непонятки. В известной мне версии прадед был чернорабочим на мясобойне в Мстиславле, а в вариенте сестрицы работал он сторожем на сахарозаводе. Обе версии сходятся на том, что перед войной у прадеда были неприятности, потому что откуда-то пошел слух, что на самом деле он был хозяином предприятия. В варианте сестры он, типа, сам про себя шутил так, ну вот и дошутился. В моем варианте эти слухи поползли сами на ровном месте. А вот что у дедов наших из-за этого были большие неприятности, я не слышала. А сестра говорит, что это на самом деле было.

Насчет прабабушки мы пришли к консенсусу, что наших дедов - близнецов она таки действительно родила в возрасте 55 лет, что по тем временам было более, чем почтенным возрастом. Имя бабушки в моем варианте Мария, в варианте сестры Майла, и я уверена, что ее версия точнее, потому что она прабабушкину могилу видела неоднократно и знает, что на ней написано. Насчет детей начинаются расхождения. В моей версии потомков у прабабушки было одиннадцать, в версии сестры семь или восемь, по крайней мере, тех, кого знали по именам. При этом у меня есть копии фотографий старших детей, уже весьма подрощенных и одетых по-буржуазному. Снимки явно дореволюционные. Возникает вопрос, каков же был образ жизни сторожа-чернорабочего, если его дети были одеты как барчуки, если их фотографировали в ателье, и если его жена сохранила фертильность до того возраста, какой и посейчас считается не детородным? Отдельной строкой стоит вопрос о том, неужели еврейская женщина в девятнадцатом веке до тридцати лет не рожала, а потом практически поставила это дело на конвейер? Ведь разница в возрасте между нашими дедами и их самым старшим братом (по крайней мере, известным нам), составляет всего 25 лет.

Насчет близнецов тоже темный лес чудес. Нет, о том, что Исак (почему-то через одно "а") и Юра (Иуда) близнецы, об этом знало все семейство. С учетом возраста их матери на тот момент, логично предположить, что Изя родился первым из двоих. При этом сестрица (внучка Изи) говорит, что ее дед родился в 1908 году, а у меня на руках есть копии документов моего деда Юры, где годом рождения значится 1907-й.

Что заставило всю мишпуху в одночасье сорваться из Мстиславля (а был ли это действительно Мстиславль?) и откочевать в Бахмут (будущий Артемовск) аккурат в ту пору, когда там происходило великое переселение народов в связи с развитием Донбасса? При этом никто из нашего клана на шахты работать не пошел, что характерно. Что за загадочная астма заставила Юру за полтора года до войны оставить жену с двумя маленькими детьми и перебраться в места с более сухим и жарким климатом? При этом после войны ни о какой астме у него никто больше не вспоминал. Почему в 41-м году Исака отправили на Урал переводить с Донбасса завод и налаживать военное производство, и он как истинный вожак прайда забрал туда не только жену с детьми, но и всех сестер и невесток с детьми, а юрина жена при этом эвакуировалась в совсем другую сторону, и в итоге семья впервые оказалась расколота? И после войны вся родня так и осталась жить в Свердловске с Челябинском, а мои оказались в Подмосковье. При этом, как сказала сестрица, жили, особенно поначалу, все в бараках да по деревням, но всем детям еще в войну образование и воспитание давали по высочайшим стандартам, каковых в люмпенской семье просто не могло быть.

И откуда у свердловских родичей были серебряные дореволюционные щипцы для сахара, которые хранились как святыня, и которые не продали даже в самый военный голод? Тайное послание от предков? Память о подлинных корнях? И куда делась красавица с дореволюционной карточки, сидящая рядом с щеголем явно не из бедных, причем рукой Юры надписано "сестра Геня и Израиль". А что за Геня - даже тетушки наши не знали. В общем, вопросы, вопросы, вопросы... И спросить толком некого - у моей тетушки явно буйствует деменция, у сестрицы тетушка, с которой она прожила всю жизнь, умирает, причем очень тяжело... А последняя оставшаяся в здравии тетя родилась сильно после войны и сама не особо чего знает...

В общем, сестрица загорелась желанием рыть архивы, благо, ее профессия тому вполне способствует. А меня гложут изрядные сомнения. Если родовым гнездом таки был Мстиславль, то что там после войны от архивов осталось? Но сдается мне, что рыть надо где-то в другом месте. Я ж пыталась пробить известные мне имена по еврейским базам данных, и там ничего не вышло. Точнее, результат был, но я от него отказалась, потому что совпадало все - имена, отчества, фамилии, возраст... а вот регион был другой. И что-то меня сегодня торкнуло, что если следы тщательно заметались и прадед таки был из бывших, то и город должен был быть фальсифицирован. Иначе обман слишком быстро можно было бы вычислить.

Да, когда моя тетушка еще была в полностью ясной памяти, она про деда Иосифа рассказывала. Говорит, большой набожности был человек, с утра до ночи молился у окна, и, вроде, был большим знатоком Торы. Насколько это монтируется с ролью малообразованного люмпена - не вем.  А на фотографии близнецы (Юра в черном, Исак в светлом), на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Это значит, что им тут лет по 55 максимум...


P.S. Чуток погодя я вот еще что сообразила. В семье готовили очень много еврейских и украинских блюд, но ни одного белорусского. При этом синенькие шли в ход просто тоннами, равно как и перец с помидорами. А мне очень сложно представить, что двадцать лет жизни на территории Украины внесли в семейный уклад вклада больше, чем сто или более лет якобы в Беларуси. А вот если сложить вместе южно-украинскую кухню с сахарным заводиком (а где у нас, спрашивается, до революции сахарная свекла произрастала?), то картина получается отнюдь не противоречивая.

И откуда в условиях транспортного бедлама двадцатых годов проще полным составом перевезти в Донбасс семью из нескольких десятков человек, откуда-нибудь из соседнего Мариуполя или издалека с севера? А вот указать местом исхода максимально удаленную географическую точку, это весьма разумное решение. Так что, подозреваю, если и пытаться что-то про родичей искать, то обращаться надо в совсем другие архивы, а не на могилевщину.
Tags: История, Семейный архив, Семья
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments