Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Искусство кройки и житья. Урок 1

А давайте мы с вами, дорогие читательницы. начнем не с шитья как такового, а с того, что у вас в голове. Я ж не случайно некоторое время назад запустила опрос, чтобы понять, кому что кажется наиболее сложным в швейном деле. Результаты оказались более чем информативными, и они показали,  что у многих есть СТРАХ. Или СТРАХИ. ВОт с них мы как раз и начнем.

Итак, страх первый : "Боюсь кроить".

Знакомом-знакомо, по крайней мере, в теории. А давайте подумаем, а чего, собственно говоря, страшно? Того, что в худшем случае будет испорчен отрез ткани? Ну будет. И что с того? Нет, я понимаю прекрасно, этот страх у многих из нас сидит "генетически", от бабушек-прабабушек, для которых запорченный раскрой запросто мог означать отсутствие одежды по сезону. Причем от слова "совсем". Но у нас-то сейчас времена другие, правда? И не получившаяся одежка означает только некоторую финансовую потерю, причем в большинстве случаев не такую уж большую.

Правда, есть другой вариант - фиаско может больно ударить по самолюбию. А почему, собственно? Чей это голос так противно зудит в подсознании "Ну вот, я так и знала, ты ничего толком сделать не можешь. Руки не из того места растут. Лучше и не пытайся, все равно у тебя ничего не получится, ты неаккуратная, нетерпеливая, не..., не..., не...." И вы покорно этому голосу поддакиваете "Ну вот вечно у меня ничего не получается, я бездарь и криворучка." Кто это был, мама? бабушка? учительница? старшая сестра? Наши старшие поколения почему-то были приверженцами очень странной точки зрения, что у человека все должно прекрасно получиться с первой же попытки. Не получилось сразу? Бездарь, неумеха, недостоин, уйди и не позорься... А почему, собственно? С какой такой стати лишать человека его фундаментального права - права на ученичество?

Так что  если вы вдруг поймали себя на том, что привычно ждете родственных "апплодисментов", вежливо но непреклонно сообщите своей "ментальной родственнице", что вы ее, безсловно любите и уважаете, но что в данном конкретном случае ее скромное мнение вас ну ни капельки не волнует. И вообще, если она не угомонится, то вы ее выселите из мозгов нафиг без права возвращения. Реальных родственников, склонных к критиканству, и вовсе не обязательно информировать о том, чем вы занялись. А себе можно время от времени напоминать, что занимаетесь вы шитьем не ради результата, а ради процесса, который ценен сам по себе. И который в любом случае станет для вас важным учебным материалом вне зависимости от того, что получится в конце.

Ну и если действительно очень боязно запортить дорогую сложную ткань, есть смысл сначала отшить макет, посмотреть, какие исправления надо внести в выкройку, и только потом браться за основной материал, при этом изучив всб теорию по работе с этим типом тканей.



Страх второй: не могу подобрать / построить хорошую выкройку

Здесь полезно учитывать несколько моментов. Первое - готовая выкройки НИКОГДА вам полностью не подойдет, потому что она делается на некоторую усредненную "вообще" фигуру, и выбор осуществляется на основе трех базовых обмеров - талии, бедер и груди. Соответственно, главная ошибка, котоую совершает изрядное количество женщин с выдающимися формами - они берут выкройку плечевого изделия, основываясь на размере груди. А ведь это справедливо только для тех, у кого размер чашки лифчика не больше В. Всем остальным нужно снимать совсем другую мерку - верхний объем бюста, и потом модифицировать выкройку, чтобы добавить объем для форм. В противном случае грудь вы уместите, а все остальные части у вас печально повиснут, и вещь пропадет.

Еще одна ошибка - использовать не ту мерку обхвата бедер, которуюю использовали разработчики выкройки. Дело в том, что есть два подхода - замерять через выступающие точки ягодиц или через выступ живота. Эти две мерки могут различаться на несколько сантиметров. Поэтому неплохо бы перед покупкой выкройки сначала проверить, какую их этих двух мерок брали в расчет разработчики.

Третья ошибка - далеко не все догадываются, что у них длина плеча, спины, рукава может быть совсем не такой, как у типовой фигуры. И что выкройку надо откорректировать ДО раскроя, чтобы не получить потом неприятных сюрпризов. Плюс к этому есть еще некие национальные особенности фигур, которые дизайнеры закладывают в свои модели, и которые надо корректировать. Например, столь любимые многими немецкие выкройки "Бурда" рассчитаны на женщин с широкой мощной спиной, плечами пловчихи и длинной талией практически без прогиба. А стардартная славянская фигура строго противоположна - узкая спина, неширокие плечи, и очень часто встречающийся сильный прогиб поясничного отдела позвоночника, обычно сопровожающийся выступающим животиком ("перегибистая фигура").

Поэтому наличие грамотного помощника, умеющего снимать мерки, просто необходимо.

И здесь вступает в дело еще один фактор. Интересно, многие ли из вас в курсе, что наше тело несимметрично относительно вертикальной оси? Поэтому ни одна усредненная выкройка, неважно, покупная или построенная, не даст вам абсолютно хорошую посадку, если только вы не шьете летний сарафан-размахайку или свободную юбку. У нас действительно асимметрично все - наклон плеч, объем и высота грудей, выступающие точки лопаток и ягодиц и т.п.. Эластичные ткани способны в значительной степени закамуфлировать эти дефекты, а вот структурированное полотно требует индивидуальной подгонки отдельно по каждой половине тела. Поэтому в идеальном случае хорошо бы иметь либо помощника, способного делать все подгонки непосредственно по вам, либо обзавестись манекеном, сделанным по слепку вашей фигуры. И даю вам слово, если вы попробуете перенести на бумагу те элементы одежды, которые были точно подогнанны по вам, вы поразитесь, насколько кривой и асимметричной будет выкройка. Но в готовом изделии вешь будет смотеться сногсшибательно, гарантирую.

Страх третий : вещь не выглядит как фирменная

А она и не должна. Вообще, это порочный и тупиковый путь - пытаться имитировать специфику пошива фирменных вещей. Дело в том, что производственые машины все-таки сильно отличаются от бытовых, поэтому грамотный человек все равно увидит различия в качестве швов и оверлока. Поэтому лучше не пытаться идти путем Эллочки Людоедки и пытаться уесть противную Вандербильдиху, а вместо этого делать честный самострок. Вообще, аутентичность и отсутствие претензий казаться чем-то (или кем-то) другим это лучшая политика во всех отношениях. А в нашу эпоху, когда индивидуальность ценится выше масс-маркета, аккуратный и тщательно отшитый в единственном экземпяре самострок может выглядеть куда интереснее типового масс-маркета, пусть и из дорогого магазина. Весь вопрос здесь вот в чем - какой "мессадж" вы хотите передать миру своим внешним миром. Поэтому прежде чем браться за шитье, надо сначала честно ответить себе на ряд вопросов:

- почему я хочу сшить именно эту вешь
- какой имидж я хочу создать
- почему я не могу добиться нужного мне эффекта с помощью магазинных вещей, что в них недостает

И от ответа на эти вопросы будет зависеть очень многое в реализации вашего проекта. В том числе и допустимая степень некоторой небрежности в проработке деталей, выбор фурнитуры, ниток и т.п. И совершенно неверно считать, что в шитье всегда и всюду критически важна точность пошива. Включайте правое полушарие, отходите от инструкций, и вы увидите, что здесь есть непаханное поле для импровизаций, и что в огромном количестве ситуаций запросто можно выдать баг за фичу, и никому и в голову не придет, что то, что вы сотворили, на самом деле результат ошибки. Более того, зачастую именно из исправления косяков рождаются очень интересные оригинальные решения. Здесь главное позволить себе выйти из узких рамок картезианского мышления, и относиться к шитью не как к арифметической задаче, а как к свободному полету для собственного удовольствия.

Tags: Школа шитья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments