Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Category:

Православный ликбез - 4

Церковная свеча



Две тысячи лет в христианских храмах приносится Богу малая, но такая угодная Ему жертва - церковная свеча. Свеча сопровождает верующего человека всю жизнь. При крещении три свечи ставятся на купели, в знамении Святой Троицы, во имя Которой и совершается крещение. Восприемники крещаемого держат в своих руках свечи, которые символизируют просвещение нового христианина, поэтому и само крещение называется просвещением. Зажженные свечи в руках венчающихся свидетельствуют о чистоте их жизни. Со свечами происходит таинство соборования: около сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святого Духа, и все предстоящие держат в руках зажженные свечи. Во время панихиды или отпевания родные и близкие покойного стоят с горящими свечами, изображая Божественный свет, которым был просвещен христианин в крещении.
Свечи возжигают и в храме, и дома во время молитвы. Свеча - символ молитвы верующего человека, видимое выражение его внутреннего света и огня. Свечи и лампады с елеем употребляются в богослужении с глубокой древности. Одним из первых повелений Бога Моисею было повеление об устроении золотого светильника (семисвечника): "И сделай светильник из золота чистого;: и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его". (Исх. 25, 31 - 37). " И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освящения, чтобы горел светильник во всякое время" (Исх. 27, 20).
Из Иерусалимского храма обычай употреблять светильники при молитве Богу перешел и в дома благочестивых верующих. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время в подземельях и катакомбах для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, - писал древний учитель Церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме".
Свечи в храме имеют большое богослужебное значение. Количество горящих свечей в храме подчеркивает разнообразные душевные состояния молящихся во время службы. Для этого в установленные моменты службы церковные светильники либо частично гасятся, либо возжигаются. Например, на утрени, во время чтения шестопсалмия, когда вспоминается рождество Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии ночью в пещере, а в чтении изображается томительное, сумрачное состояние ветхозаветного человека, его покаяние, в храме гасится весь свет и все свечи (за исключением лампад перед образами Спасителя, Божией Матери и храмовой иконой в иконостасе, которые никогда не гасятся во время богослужения). Это делается для того, чтобы псалмы слушались со вниманием, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Чем радостнее и торжественнее совершается Богослужение, тем больше в храме зажигается свечей. В величайший из христианских праздников - в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Во время Богослужения при входах с Кадилом, с Евангелием, со Святыми Дарами перед ними несут горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигают все свечи, знаменуя этим Евангельский свет, который просвещает всю землю, всех людей.
Кроме богослужебного значения свечи в храме имеют еще и духовно-символическое, таинственное значение. Прежде всего, свеча, также как и просфора, - это бескровная, добровольная жертва Богу. В древности в ветхозаветной Церкви человек, приходящий к Богу, приносил Ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. В христианских храмах воск и елей (лампадное масло) в старые времена были приношениями верующих Церкви в качестве добровольных жертв. Теперь же, приходя в храм, мы приносим символическую жертву, покупая готовые восковые свечи и ставя их перед образами.
Символический характер света в церкви определяется также и составом свечей. Симеон Епископ Солунский в XV веке писал: "Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения;: воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни".
Горящая свеча - это символ, видимый знак нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелу и святым угодникам, у ликов которых мы ставим свои свечи. Если нет этой любви, если нет любви к ближнему своему, то поставленные в храме свечи не имеют никакого значения, они не принесу никакой пользы. Иисус Христос сказал: "Если ты принесешь дар свой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5, 23 - 24).
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу".

Куда поставить свечи в храме?

Как правило в первую очередь ставится свеча к Празднику, то есть к иконе находящейся на аналое в центре храма. Затем можно поставить свечи к чтимой храмовой иконе, иконам Спасителя, Божией Матери а также тем святым, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. На канун (специальный подсвечник в виде столика с Распятием) ставят свечи для поминовения усопших. Если в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами, не нужно ради собственной свечи гасить другую, положите ее на подсвечник, служители зажгут и поставят ее чуть позже. Не нужно также смущаться, если вашу не догоревшую свечу погасили по окончании службы - ваша жертва уже принята Богом.
Возжигание свечей в храме - это часть богослужения, порядок которого нельзя нарушать своим беспокойным поведением, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить свечу самому. Поведение человека в храме определяется простым правилом - не мешай другим верующим молиться. Чтобы спокойно поставить свечи - приходите в храм заблаговременно, до начала службы. Если вы опоздали, то тихо попросите впереди стоящих людей передать ваши свечи к нужной иконе. Но нужно знать, в какие моменты службы это можно делать. Есть особо ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, например, во время чтения Евангелия, пения "Херувимской", Евхаристического канона или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос) на Божественной Литургии. В эти моменты отвлекать других верующих разговорами, передавать свечи, прикладываться к иконам и ходить по храму нельзя. В эти моменты службы даже свечи не продаются - но бывает, что пришедшие в храм люди, не зная этого, ведут себя беспокойно, ходят по храму, начинают громко спрашивать, где им взять свечи. В этих ситуациях много зависит от работников храма и других прихожан. Людям надо тихо и деликатно объяснить, что можно делать во время богослужения, а что - нет. Конечно, в основе этого наставления должна лежать христианская любовь, которая все покрывает, все прощает и исправляет.
Если у вас возникли затруднения или вопросы: кому поставить свечку, перед какой иконой помолиться, к какому святому обратиться в различных трудностях и другие, то с этими вопросами лучше всего обратиться к священнику или, если он занят, то - к работникам храма, которые в пределах своей компетенции ответят на эти вопросы. Этим вы избежите опасности получить неверные объяснения. Для новоначальных существует еще одна опасность - получить сведения, связанные с бытующими в околоцерковной среде суевериями. Например, ему могут с глубокомысленным видом объяснить, что передавать свечу через левое плечо - это грех, надо-де только через правое, что если поставить свечу вверх ногами, то человек, о котором так молились, умрет. Свечу следует ставить, якобы, только правой рукой, нельзя оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, если свеча потухла - будут несчастья и т.п. Все эти суеверия бессмысленны и вредны прежде всего тем, что ослабляют веру в Бога, приучают относится к вере магически.
В последнее время широкое распространение получило еще одно явление, которое можно условно назвать - "свечной" верой, "свечным" благочестием. Люди по большей части живущие как неверующие, как язычники, под действием неблагоприятных обстоятельств жизни вдруг вспоминают о Боге, устремляются в церковь, но "забегают" в храм лишь на несколько минут - только для того, чтобы поставить свечи "о здравии", "о упокоении", об успехе какого-либо дела. В этих зажженных перед иконами свечах и заключается вся их вера, вся их молитва, вся их жертва Богу. Конечно, и это простое действие, этот душевный порыв тоже угоден Богу, как первый шаг к Нему. Но, Господь ждет от нас большего. Он хочет, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили Его всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. А если наша жизнь - грех и беззаконие, если в нашей душе тьма беспроглядная, что тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Сердце чистое - вот лучшая жертва Богу. Только тогда наши горящие свечи, как видимое выражение нашей веры, нашего внутреннего света и огня, будут угодны Богу.
Церковная свеча вызывает в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего человека. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Огонь горящих... свечей и лампад : служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвящающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. - Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного".
Составил Владимир Ершов,
алтарник церкви во имя
Успения Божией Матери в Колмово
 сайт Великого Новгорода http://www.novgorod.ru

 

Вопрос - ответ

В: Слышала, что нельзя церковные свечи зажигать от зажигалки. Это суеверие или так оно и есть? Просто одно дело в Храме, где горят другие свечи, лампадки, - и другое дело дома (я зажигаю свечу только на время молитвы).

О: Свечи можно зажигать от любого огня, но если у вас рядом есть горящая свеча, или лампада, то лучше зажечь от них.

В: Я покупала пасхальную свечу в виде яичка. Фитилек уже почти догорел, она не зажигается, но сам воск (или другой материал, из которого она сделана) не сгорел до конца. Что мне с ней делать, если нельзя выбросить? И вообще, можно ли выбрасывать воск от свечей (я имею в виду стекший воск). 

О: Огарки свечей можно сжечь самим, например, на даче, а оставшиеся пепел и капли воска закопать в землю. Можно отнести огарки в церковь, при этом очистив их от мусора (спичек, бумажек, наклеек, целофана, и проч.). В каждом храме есть места для сбора огарков. Приходы сдают огарки на завод на переплавку.

сайт Русское Православие

Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments