Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Православный ликбез - 8

Церковный этикет

Эта глава написана на основе брошюры иеромонаха Аристарха (Лоханова) "Что надо знать о церковном этикете". 

В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение "отец" без употребления имени. Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: "Отцы и братья. Прошу внимания").
 
Вопрос о том, в какой форме (на "ты" или на "вы") следует обращаться в церковной среде, решается однозначно - на "вы", хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: "оставь нам", "помилуй меня". Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на "ты". И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы.

Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: "отец Иоанн" (не "отец Иван"), "диакон Сергий" (а не "диакон Сергей"), "Патриарх Алексий" (а не "Алексей" и не "Алексий").

Обращение к диакону

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой. 

К диакону обращаются со словами: "отец диакон". Например: "Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?". Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: "Простите, какое ваше святое имя?" (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать "отец". Например: "Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос". Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: "Отец диакон сказал мне...", или "Отец Владимир сообщил...", или "Диакон Павел только что ушел".

Обращение к священнику

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте". 

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на много-клирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки". 

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. 

Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче").
 
Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети по старшинству. Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее". 

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном. 

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Мой комментарий. То, что здесь описано, это самый оптимальный вариант поведения, "как правильно". В реальной жизни многим светским людям, только-только переступившим порог храма, очень сложно подойти под благословение, это я и по себе знаю, и по многочисленным знакомым. Вообще, что значит "взять благословение"? Это надо подойти к священнику, поклониться в пояс, держа руки "лодочкой" ладонями вверх, правая рука поверх левой, а после того, как священник осенит вас крестом, поцеловать ему правую руку. Трудно? По первости еще как трудно... К счастью, большинство батюшек относится с пониманием к этим нашим сложностям и насильственно никого не принуждает. Я многократно видела и вполне светское приветствие за руку, и привычные "Здравствуйте, как поживаете?". Так что если "правильно" пока не получается,  лучше просто искренно от души поприветствовать батюшку, пожелать ему здоровья и хорошего дня. В свое время все придет...  

Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments