Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Православный ликбез - 12

Советы пострадавшего

Если вы почувствуете, что готовы и хотите жить более полной церковной жизнью, читать дома молитвы, готовиться к таинствам, соблюдать посты, я вам искренне советую сначала поговорить со священником и вместе с ним установить посильную для вас нагрузку. По себе знаю - поначалу кажется, что уж в этих-то вопросах ты способен разобраться сам, да еще от неофитского энтузиазма хочется сразу "взять самую высокую планку" и не отступать от существующих правил ни на шаг. А тут еще в интернете полно пособий в стиле "ни малейшего компромисса, ни шагу назад", что тоже вносит свою лепту в решимость нагружаться "не по-детски".

Вся штука в том, что эти самые среднестатистические рекомендации ориентированы на людей, давно живущих церковной жизнью и привычных и к длинным молитвам, и к постам. А для новичка - церковного младенца - подобные установки полезны примерно так же, как бифштекс с кровью для новорожденного.

Умный и опытный священник поможет вам и правило молитвенное установить по силам, и нужную меру поста. Тут ведь важно ни в чрезмерные послабления и саможаление скатиться, ни в непосильные нагрузки, которые сначала только вызовут острый приступ гордости от своей скороприобретенной праведности, а потом просто оттолкнут вас от невыносимой тяжести.

К сожалению, в мое первое церковное лето не было рядом со мной никого, кто бы эти азбучные вещи растолковал, зато были энергичные советчики из мирян, требовавшие максимальных нагрузок и бескомпромиссности. Дело кончилось тем, что в свой первый в жизни Успенский пост я ринулась как на амбразуру - поститься по монастырскому уставу, сырые овощи без масла, практически все холодное и в очень ограниченных количествах. Итог? Правильно, голодный обморок и гипогликемический криз за три дня до конца поста. И гневные отповеди знакомым "Как же можно сейчас масло сливочное есть, пост на дворе!". Тьфу, до сих пор вспоминать противно...

Потом был долгий период, когда самам мысль о постах наводила панику и сомнения в том, что Великий Пост, например, можно по-настоящему выдержать. Сейчас я уже на собственном опыте убедилась - да, можно. И более того, в длительные промежутки между постами начинает хотеться, чтобы скорее начался пост, совершенно особое время... Но вот идти от полного отрицания поста до полного его соблюдения мне пришлось довольно долго, очень и очень постепенно наращивая нагрузку.

Та же самая история получилась и с молитвенными правилами. Резкая перегрузка в начале, потом бросок в противоположную сторону, когда вообще ничего читать не получалаоь, а потом медленное и постепенное наращивание правил. Кто бы мне сказал два-три года назад, что я буду в состоянии читать полное правило к Причащению, да еще с трехканонником - не поверила бы ни за что. Но ведь можно же... Только действительно нужно  руководство!

Еще очень важно помнить, что пост - это не голодовка. Если мы отказываемся от блюд животного происхождения, это не означает, что во всем остальном надо себя замаривать до полного истощения. Существует масса растительных белков типа фасоли, орехов, сои, которые нужно в это время есть просто чтобы сохранить работоспособность.

Пост - это и не диета. Сводить все только к кулинарным ограничениям значит провести его впустую. Пост без духовной работы, без борьбы со своими страстями - ничто. И пищевые ограничения - это только упражнение, дисциплинарная мера, чтобы учиться ограничивать себя в чем-то. Самая важная работа в пост - это работа над собой.

И еще одно. Что бы ни сказал вам священник на исповеди, какие бы он вам ни дал рекомендации как поститься, как молиться - это только ваше, данное вам с учетом вашего характера, церковного опыта, семейных обстоятельств и еще очень-очень многого, что батюшка принимает во внимание. Не надо пересказывать этого кому бы то ни стало из знакомых или близких. Даже если вам кажется, что тем самым вы принесете человеку пользу, на деле вы можете причинить ему большую духовную беду.

Опять же из моего опыта. Есть у меня две знакомые моего примерно возраста, но гораздо более долго живущие церковной жизнью. Нам троим казалось, что наши жизненные обстоятельства очень похожи, мы сами между собой - тоже. А потом им обеим пришло в голову поделиться тем, что им разрешает / не разрешает один и тот же священник.  И выяснилось, что к одной из них батюшка гораздо более либерален, чем к остальным, а к другой относится с очень большой строгостью. По моим прикидкам я оказалась где-то в серединке.

Насколько я понимаю, разница в требованиях была обусловлена тем, что всем нам для дальнейшего роста были полезны разные вещи. Но та женщина, которая узнала, что от нее требуют гораздо большего, чем от нас, потом весьма тяжело переживала. Я тоже долго не могла отделаться от ревнивого чувства, почему знакомой, выросшей в церкви, поблажек гораздо больше, чем мне - неофиту.

Так что гораздо спокойнее и для вас самих, и для окружающих не делиться подобными вещами, а решать все подобные вопросы наедине со священником.

Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments