Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Православный ликбез - 16

Домашние святыни

В Православной Церкви принято освящение различных вещей, необходимых человеку для жизни. В первую очередь, это хлеб и вода.

Почти в каждой верующей православной семье около образов хранится бутылочка со святой водой и просфора. Просфору обычно нарезают на маленькие кусочки, пока она еще мягкая. Потом ее так засушивают и затем перед едой, натощак, каждое утро принимают с молитвой как святыню. Это делают обычно после утреннего молитвенного правила. На молитве освящается ум, прежде всяких дел обратившийся к Богу, просфорой же и святой водой кладется начало еде и питью. Чтобы иметь в достаточном количестве святую воду, надо заказывать в храме водосвятные молебны, а чтобы иметь просфору, надо подавать на литургию “записки” с указанием имен близких, как усопших, так и живых. После литургии можно получить “вынутую” просфору, то есть такую просфору, из которой вынута частичка при поминовении священником за проскомидией.

Помимо просфоры и святой воды в доме православных христиан часто хранятся и другие святыни. На первой неделе после Пасхи в храме освящается артос — особый большой хлеб с изображением Воскресения Христова. Этот хлеб стоит всю Светлую Пасхальную седмицу перед Царскими Вратами в храме. Во время крестных ходов, когда все выходят с хоругвями, иконами и крестом на улицу и обходят с песнопениями и чтением Евангелия вокруг церковного здания, обычно берут с собой и артос.

В субботу Пасхальной недели с чтением особых молитв его разрезают на части, а потом раздают верующим. Артос хранится обыкновенно для особых случаев, его принимают во время болезни для подкрепления душевных и телесных сил.

Другой великой святыней является крещенская вода, или по-гречески агиасма. Ее освящают два раза: в навечерие Крещения, то есть накануне праздника, сразу после литургии, на вечерне, и второй раз — в самый праздник. Несмотря на установившееся представление, что первая вода “более святая”, это не так. На самом деле и та и другая вода освящаются равным чином и имеют одну силу.

Хранится в православных домах и освященное масло, оставшееся после совершения Таинства Елеосвящения, или Соборования. Им пользуются при возобновлении недуга, от которого просили Господа избавить при совершении Таинства.

Все это обыкновенные материальные вещества, но при освящении они приобретают сверхъестественные качества и силой не своей, но Божией, имеют свойство освящать и всех прикасающихся и принимающих их с верою.

Едите или пьете — все во славу Божию творите”, — сказал апостол Павел. Освященные вещества — вода, хлеб, масло, освящая нас, служат облегчением в совершении дел во славу Божию. Приняв их с верою, христианин становится сильнее и защищеннее.

В большом требнике есть чины освящения многих вещей, употребляющихся в быту. Это и одежда, и соль, и сами дома, и повозки, и скот, и поля, и колодцы, и стада, и т.д. Освящалась вообще всякая новая вещь, приносимая в дом. Этим полагалось начало ее использованию, на благо христианину.

         

"Книга о Церкви" о.Андрея Лоргуса и о.Михаила Дудко

Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments