Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Category:

Православный ликбез-17

Это страшное слово "исповедь"

Если кто-то попытается меня убедить в том, что у него никогда в жизни не подкашивались ноги и не подкатывал к горлу клубок при одной мысли о том, чтобы подойти к исповедальному аналою и в присутствии совершенно незнакомого человека начать рассказывать о самых своих неприглядных поступках, боюсь, я ему не поверю. В первый раз, десятый, сто двадцать пятый - исповедоваться страшно всегда. Но это и хорошо. Страх этот спасительный. Иной раз сама память о нем может удержать от неверного шага.
Впрочем, может оказаться и так, что в какой-то раз обнаруживаешь, что идешь на исповедь вообще без мыслей, без чувств, без страха. Как камень. Это как раз и называется "окамененное нечувствие"... А оно во много раз хуже самого сильного страха, потому что окаменев не видишь ничего - ни других людей, ни своих грехов... Словно и не живешь вовсе...
Так что страх перед исповедью или при одной мысли о ней, если еще ни разу в жизни не исповедовался и не знаешь, какое облегчение наступает после, - штука совершенно нормальная. И тем не менее, его надо преодолевать, с трудом, со стараниями, с молитвой, но преодолевать.. Недаром исповедь называют еще "подвиг самопринуждения". А легкую штуку подвигом не назовут, правда?
Нашим страхом радостно пользуются те, кто хочет помешать нашему спасению. И тут у них все средства хороши - будут внушать мысли, что священник к тебе станет плохо относиться, если узнает что-то компрометирующее, что тебе еще рано на исповедь, потому что ты не готов, да мало ли еще всяких гадких уловок?
И тут очень важно постоянно напоминать себе, что ни один священник никогда не отнесется плохо к кающемуся. Уж кто, как не священник, знает, какая это трудная штука - настоящее покаяние. И сами они уже много-много раз постояли на нашем месте, поэтому прекрасно понимают, что испытываем мы и насколько трудно нам заставить произнести себя эти страшные слова про себя.
Я понимаю, с чужих слов все равно трудно представить и поверить, что это так. Я сама прошла все подобные ситуации, когда кажется, что ты просто не в состоянии сделать последнего шага и что никакая сила на земле не заставит тебя раскрыть рот. И одним из самых больших потрясений в моей жизни было то, когда после очень тяжелой исповеди я готова была, что на мою голову обрушатся громы и молнии (и было за что), а вместо этого увидела растроганное и взволнованное лицо духовника и его слова "Я очень рад за тебя, что ты смогла все это рассказать".
Так сложилось, что за три с хвостиком года церковной жизни я исповедовалась в общей сложности порядка  60 раз у 8 разных священников. Почему получилось так много разных священников - это сейчас несущественно. Факт тот, что троих из них я видела по одному разу, а вот с остальными пятью отношения складывались достаточно продолжительные, с частыми исповедями. И ни один из них не изменил своего доброго расположения ко мне, хотя каялась я периодически в грехах весьма и весьма серьезных...  

Так как же подготовиться к исповеди?

Для людей в церковной жизни чуть-чуть освоившихся существует так называемое Последование для подготовки к Святому  Причащению. Оно включает в себя достаточно много канонов и молитв, которые далеко не всем людям одинаково по силам. Поэтому самое оптимальное будет - спросить батюшку, что он посоветует читать именно вам, исходя из вашего духовного состояния, семейных обстоятельств и многого-многого другого. Правило это нужно для того, чтобы настроить себя на покаянный лад, сосредоточиться и максимально честно проверить свою совесть, что в ней накопилось. Кроме того, нужно обязательно посоветоваться, какой именно пост перед исповедью (если за ней последует Причастие) нужно соблюдать именно вам. Продолжительность и строгость этого поста, в особенности для духовно неопытных людей, может варьироваться.
Если вы вообще ни разу в жизни не исповедовались, тем более стоит предупредить об этом священника заранее, чтобы выбрать для исповеди спокойное достаточно долгое время, когда батюшке не нужно торопиться на требы или к началу службы. Тогда же можно спросить священника, как, на его взгляд, вам лучше подготовиться к первой исповеди.
По себе помню - сначала очень трудно в себе обнаружить какие-то особые грехи. То есть, пару-тройку крупных булыжников, накопившихся на совести за взрослую жизнь, еще можно найти, а вот остальное...? Ну что, я не пью, не курю, не веду двойную жизнь, не ворую кошельки по карманам, не глушу старушек топором в подворотнях - чистый ангел, можно сказать, только крыльев не хватает. Вот остальное-то разглядеть в себе как раз очень и очень сложно.
Для помощи нам, таким немощным и бестолковым, мудрыми и духовно опытными священниками написано несколько книг.  Мне в свое время очень помогли "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна Крестьянкина и "В помощь кающимся" святителя Игнатия Брянчанинова. Естественно, кроме этих двух книг в интернете, да и в российских книжных лавках, можно найти еще множество похожих пособий, но вот здесь будте осторожны - можно легко попасть на подделку. Ходят по сети такие безумные анонимные списки, перичисляющие сотни и сотни грехов, в том числе и весьма экзотических. Помнится, в свое время меня сильно озадачило, почему смотрение телевизора и чтение газет отнесены к тяжелейшим грехам, так же как и торговля на рынке (спекуляция, что ли? Получение неправедных барышей?), что-то там еще было такое странное относительно длины юбок и высоты каблуков. А уж как обогатились мои познания в области сексуальных извращений - это я вам и передать не могу. Там такие штуки описывались, о существовании которых я взрослая тридцатисемилетняя тетка, мать двоих детей, даже и не подозревала. Так что читайте лучше признанных церковных авторов - психика целее будет и толку больше.
Готовясь к исповеди, вы имеете шанс получить пару-тройку "приятных" сюрпризов. Во-первых, количество обнаруженной в себе пакости  может оказаться просто колоссальным. Поэтому советую заниматься самопроверкой с тетрадкой в руках и все обнаруженное записывать туда. Ни один священник не будет возражать, если вы придете с этим списком на исповедь - в памяти все это удержать все равно невозможно, тем более, когда волнуешься.
Во-вторых, гарантирую, что вы найдете в себе множество такого, что отцы церкви считают грехом, а вы пока не в состоянии разделить их мнение. Советую эти вещи записать в отдельный список и на исповеди так священнику и сказать, что это в вас есть, но в чем греховность подобных мыслей / чувств / поступков, вы пока не понимаете.
В-третьих, от количественного и качественного состава обнаруженного вы рискуете затосковать - неужели я такой плохой? Нет, вовсе нет. На самом деле, мы все гораздо хуже, чем это нам видится. Пожалуй, если бы мы способны были с первого раза по-настоящему видеть и осознавать всю глубину своих грехов, то нам оставалось бы только поседеть от ужаса. К счастью, видим мы не более того, что в состоянии понести без вреда для психики. И вот здесь, в этот момент надо набраться мужества и сказать себе - да, я наколбасил в этой жизни изрядно. Но я не хочу больше этого повторять, я хочу жить чистой и честной жизнью. И решительно отделить свои грехи от себя самого, своей личности.
Собственно говоря, ведь что такое исповедь? Это вербальное завершение процесса покаяния (по-гречески - метанойя, перемена сознания). То есть, наша задача: 1. Осознать свои грехи; 2. Переболеть той душевной болью, которую они в нас вызовут; 3. Твердо решиться не повторять их более; 4. Засвидетельствовать на исповеди нашу перемену сознания.
Тут очень важно помнить то, что никто не вправе считать человека плохим, какие бы на нем ни висели грехи. Суд принадлежит только Господу и каким он будет - нам неведомо. И Господь любит нас такими, как мы есть, и хочет, чтобы мы делались лучше.
Да, вот еще что. Если человек крестился во взрослом возрасте, все его предыдущие грехи полностью смываются в купели и исповедовать их больше не нужно. Но бывает такое (опять-таки по себе знаю), что перед крещением многие своих грехи вообще не осознаешь. Хорошо, если священник считает своим долгом все равно с тобой побеседовать перед крещением, возможно, исповедовать, так, что крещение становится действительно становится тем, чем оно должно быть. Но если крещение произошло буквально с бухты-барахты, а осознание и понимание того, что ты натворил, приходит много лет спустя, на исповеди стоит сказать о своем маловерии в момент крещения.

Как происходит исповедь?

 Исповедальный аналой можно узнать по лежащим на нем кресту и Евангелию. Чаще всего он располагается в левой части храма, хотя мне доводилось видеть и аналои с обеих сторон от иконостаса, и даже отдельную крошечную исповедальную комнатку (дело было на монастырском подворье, обустроенном в жилом доме). Кающийся подходит к аналою, крестится, целует крест и Евангелие... А вот дальше возможны варианты.
Самый распространенный. Священник спрашивает имя или человек представляется сам, после чего перечисляет все, что у него на совести. Исповедоваться надо кратко, называя только сами грехи, но отнюдь не обстоятельства совершения, не сваливая вину на других людей и не пытаясь обелить себя. В конце концов, если соседка тетя Маша довела меня своим занудством до крика, все равно виновата-то я, что дала волю своему гневу. Где-то мне попался замечательный образный пример: если вам неймется поругаться в очереди, представьте, что вашим соседом в ней оказался Сергий Радонежский. А можно ли вообразить Преподобного, ругающегося в магазинной сваре?
Из русской литературы прошлого века у меня почему-то сложилось представление, что священники обязательно задают на исповеди вопросы, подробно расспрашивают кающихся. Возможно, где-то это и сохранилось, но мне на подобные исповеди не везло - все приходилось говорить самой.
Под епитрахилью. Некоторые священники низко наклоняются к аналою и накрывают голову кающегося епитрахилью, полностью отгораживая его от окружающего.
Украинский. Думаю, что название не точное, но такой вид исповеди мне встретился только в украинской церкви. Исповедь происходит коленопреклоненно, аналой очень низкий. Священник накрывает кающегося краем фелони и читает над ним какие-то молитвы. Что именно он читал, разобрать мне не удалось, но не разрешительную - это точно, потому что она была позже. Говорить ничего не нужно, от тебя требуется только вспомнить грехи и назвать их перед крестом и Евангелием даже без свидетельства священника.
Когда все грехи названы (а иногда и по ходу дела) священник может что-то сказать, дать какие-то советы, подсказать, что делать, как бороться с грехом. Хотя мне встречались и такие батюшки, которые не говорили ни слова, а просто читали разрешительную молитву.
По окончании исповеди священник читает над кающимся разрешительную молитву, покрывая его голову епитрахилью. Здесь я тоже видела различные варианты поведения: некоторые люди просто склоняются над аналоем, другие склоняются совсем низко, так, что лбом касаются Евангелия, третьи опускаются на колени. Когда разрешительная молитва прочитана, исповедники вновь целуют крест и Евангелие, получают благословение священника и целуют ему руку. Разрешительная молитва означает, что человек очистился от всех исповеданных грехов и может приступать к Причастию. Некоторые священники называют имя кающегося в этой молитве, другие не называют - большой разницы в этом нет, молитва все равно имеет ту же силу.
В некоторых случаях (сейчас, по моим наблюдениям, достаточно редким) священник может посчитать, что человек пока не может приступить к Причастию, что ему нужно совершить еще некоторое духовное упражнение - епитимию. Епитимию налагает священник, сообразуясь с как и что необходимо кающемуся. Можно, конечно, признаться, что хочется пройти некоторое духовное упражнения для лучшего осознания и прочего, но зачем? Епитимия -- не наказание, а именно упражнение, которое должно следовать за отказом в разрешительной молитве. Не стоит искушать священника и просить его назначить вам епитимию, если он придерживается другого мнения.
Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments