Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Московские расстрелы, 1922 год

Приговор Московского Ревтрибунала по делу московского духовенства и верующих 8 мая 1922 г

ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,

Московский Ревтрибунал в публичном Заседании под председательством тов. БЕК, членов Трибунала т.т. ГУСЕВА и ДУБРОВИНА от 26-го апреля — по 8-е МАЯ 1922 года, рассмотрев дело ЗАБАВИНА Бориса Ивановича, 52-х лет, свящ[енника] церкви Неопалимое Купино ОРЛОВА Анатолия Петровича, 43-х лет, свящ[енника] церкви Казанской Божьей Матери у Калужских ворот, РОЗАНОВА Сергия Гавриловича, 62-х лет, свящ[енника] той-же церкви...(дальше еще несколько десятков фамилий духовенства и мирян)

...Трибунал, проверив в Судебном Заседании материалы предварительного следствия, показания свидетелей, объяснения представителей обвинения, защиты и самих обвиняемых, ПОСТАНОВИЛ:

Обвинение предъявленное к ПОСПЕЛОВУ, ЗАОЗЕРСКОМУ, ДОБРОЛЮБОВУ, и НАДЕЖДИНУ Христофору признал ДОКАЗАННЫМ в том, что состоя членами организации, называемой "православной иерархией", они, по предварительному между собой соглашению, а также по соглашению с другими лицами, следствием не обнаруженными, с целью воспрепятствовать общими усилиями проведения в жизнь постановления ВЦИК и инструкции к нему, об изъятии находящихся в пользовании групп верующих, церковных ценностей в специальный фонд ЦК Помгол для спасения голодающих и для обсеменения их полей, а также для сохранения этих ценностей в фактическом пользовании и заведывании духовенства, они в течение марта месяца 1922 года в гор. Москве, сознательно и умышленно: 1) призывали население и подчиненное им духовенство к массовому противодействию означенному распоряжению ВЦИК и к невыполнению возложенных на них тем же распоряжением обязанностей; 2) открыто вручили подчиненному им духовенству Московской епархии для прочтения с амвона и дальнейшего распространения среди населения воззвания, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство; а в отношении НАДЕЖДИНА — его в том, что с той-же целью и в прямое нарушение § 6 постановления ВЦИК от 13-го июня 1921 года, 4-го марта с/г. в гор. Москве, в церкви Иоанна Воина открыто произнес проповедь не религиозного характера, при помощи оказания активного сопротивления и к проведению в жизнь вышеуказанного постановления ВЦИК, особенно отмечая, что это постановление об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих есть Суд Божий, справедливо грядущий на верующих в наказание за отступление и непослушание церкви, (и что издание этого постановления есть уже первые признаки этого Божьего Суда).

Обвинение, предъявленное тому же ДОБРОЛЮБОВУ, ЗАБАВИНУ, ОРЛОВУ, ФРЯЗИНОВУ, КРЮЧКОВУ, РОЗАНОВУ, СОКОЛОВУ Виктору, КЕДРОВУ, ЛЕПЕХИНУ, ВИШНЯКОВУ, НИКОЛЬСКОМУ, МИХАЙЛОВСКОМУ, НАДЕЖДИНУ Виктору — в отношения ДОБРОЛЮБОВА, ЗАБАВИНА, ОРЛОВА, ФРЯЗИНОВА, РОЗАНОВА, СОКОЛОВА Виктора, КЕДРОВА Виктора, ВИШНЯКОВА, НИКОЛЬСКОГО, НАДЕЖДИНА Виктора, ЕФИМОВА, ЧЕРНЫШЕВА и МОТЫЛЕВА признать ДОКАЗАННЫМ в том, что предварительно согласившись между собой и с обвиняемыми, перечисленными в п. 1-м, с той-же целью, тогда-же приняли личное участие в пропаганде, в агитации среди верующих или во вверенных им храмах, или на приходских собраниях, призывая к массовому и открытому противодействию означенным распоряжением ВЦИК и невыполнении их путем подачи всякого рода заявлений и протестов, которые составлялись при их участии и руководстве, последствием чего при фактическом изъятии произошли неоднократные эксцессы, т. е. в контр-революционной деятельности.

Принимая во внимание, что все обвиняемые, в отношении которых доказана контр-революционная деятельность, воспользовались наиболее тяжелым моментом жизни народа, когда миллионы крестьян вымирают от голода, что обвиняемые ЗАОЗЕРСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ, НАДЕЖДИН Христофор, ВИШНЯКОВ, ОРЛОВ, ФРЯЗИНОВ, СОКОЛОВ Василий, ТЕЛЕГИН, БРУСИЛОВА, ТИХОМИРОВ, РОХАНОВ не только не принесли раскаяния в совершенных ими преступлениях, но наоборот частью перекладывали ответственность на выше их стоящих членов православной иерархии, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, которой они якобы не могли не подчиниться, частью скрывая политические цели, подобно “книжникам и фарисеям”, оправдывали свое сопротивление в деле помощи голодающим, путем реализации на хлеб церковных ценностей, ложью о Боге и якобы установленных им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только па дела милосердия вообще, но даже на спасение жизни умирающих от голода, несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза, из группы верующих християн категорически признала такое изъятие вполне возможным и отвечающим христианскому учению, что таким образом они обнаружили величайшую преступность своей воли, — ТРИБУНАЛ ПРИГОВОРИЛ:

ЗАОЗЕРСКОГО Александра Николаевича, 42-х лет, ДОБРОЛЮБОВА Александра Федоровича, 56-ти лет, НАДЕЖДИНА Христофора Алексеевича, 56-ти лет, ВИШНЯКОВА Василия Павловича, 56-ти лет, ОРЛОВА Анатолия Петровича, 43-х лет, ФРЯЗИНОВА Сергея Ивановича, 42-х лет, СОКОЛОВА Василия Ивановича, 46-ти лет, ТЕЛЕГИНА Макария Николаевича, 46-ти лет, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет, — ПОДВЕРГНУТЬ ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ — РАССТРЕЛЯТЬ

РОЗАНОВА Сергея Гавриловича, 62-х лет, ПОСПЕЛОВА Николая Александровича, 46-ти лет, КЕДРОВА Виктора Ивановича, 61-го года, КРЮЧКОВА Дмитрия Ивановича, 45-ти лет, НАДЕЖДИНА Виктора Александровича, 46-ти лет, и ЛЕПЕХИНА Павла Васильевича, 41-го года, ПОДВЕРГНУТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЮ В ДОМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ СРОКОМ НА ПЯТЬ (5) ЛЕТ КАЖДОГО.

Осужденным РОЗАНОВУ, 62-х лет, КЕДРОВУ, 61-го года, ЗЕРЦАЛОВУ, 66-ти лет, и ЧЕРНЫШЕВУ 60-ти лет, ввиду их преклонного возраста — наказание СЧИТАТЬ УСЛОВНО и ИЗ-ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

У всех осужденных, отобранные вещи и деньги КОНФИСКОВАТЬ в доход Республики.

Вместе с тем Трибунал, учитывая значение лжи и обмана со стороны организации, называемой “православной иерархией”, к которой принадлежат осужденные, имеющие себя служителями Бога, и, лицемерно бросаемый ей в население лозунг “Советская Власть совершает святотатство”, и то, что большинство членов этой организации, имеющей свои ячейки по всей России, равно как и главные руководители следственными органами еще не обнаружены,— ПОСТАНОВИЛ: обратить внимание ВЦИК на установленные истинные намерения этой организации и подтверждающие их материалы судебного следствия и просить его, в целях приостановления распространения ее преступных замыслов, уже не раз приводивших, в особенности граждан принадлежащих к обществам верующих христиан.

В равной мере обратить внимание НКЮ, что несмотря на то, что декретом об отделении церкви от государства допущено существование церковных и религиозных обществ, кои подчиняются общим положениям об обществах и союзах, что внутрення[я] жизнь религиозных объединений регламинтируется: 6 декрета, параграфами 2 и 8 инструкции и ст. ст. 3, 5 и 13 договора, а потому на выделение органов с юридическими и политическими правами такого рода объединения не имеют права, что никакая религиозная организация не имеет никакого права распоряжаться, как власть имущая, какой либо другой религиозной организации или обществом против их воли и, имея в виду существование самостоятельной церковной организации во главе с высшим патриаршим управлением, что было установлено в Судебном Заседании, присвоением себе прав юридических, административно-хозяйственных функций и устанавливает незаконность существования, организации называемой православной иерархией тем более, что деятельность этой организации преследует и политические цели умело скрывая их своей внешностью религиозной организации.

П. П. Председатель (М. БЕК), члены: ГУСЕВ и ДУБРОВИН.

Записка И. В. Сталина членам Политбюро ЦК РКП(б) о голосовании опросом для утверждения смертного приговора по делу о московском духовенстве и верующих [8 мая 1922 г.]

СПЕШНО. СЕКРЕТНО. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО

Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек из них большинство попы: (8 попов, 1 дровокол, агитаторша, торговец мясной лавки). Каменев предлагает ограничиться расстрелом 2-х попов. Прошу голосовать “за” или “против” предложения т. Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда.

СЕКРЕТАРЬ ЦК. СТАЛИН

Запись о результатах голосования в Политбюро ЦК РКП(б) по предложению Л. Б. Каменева об отмене смертного приговора по делу московского духовенства и верующих [8 мая 1922 г.]

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:

Т. ЛЕНИН — против отмены

т. ТРОЦКИЙ — “

т. СТАЛИН — “

т. ЗИНОВЬЕВ — “

т. ТОМСКИЙ — за предложение т. Каменева

т. РЫКОВ — за предложение т. Камен[е]ва;

До чего же все-таки жуткий слог у этих Шариковых от юриспруденции...

А ведь очень вероятно, что либо о.Анатолий, либо о.Сергий крестили за восемь лет перед тем бабулю мою Галю

ведь жили мои бабушки-прабабушки у Калужских ворот, через дворик наискосок от церкви Казанской Божьей Матери...

Tags: Семейный архив, Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments