Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

И паки о кино

Да простят меня любители "Острова", но меня эта история интересует все-таки в другом аспекте. Так получилось, что на днях я в который раз смотрела давно любимые "Завтра была война" и "Летят журавли" (оба фильма по ссылкам можно посмотреть в онлайне, если трафик позволяет) и вот что мне невольно бросилось в глаза.

В начале фильма Анатолий - ровесник тем самым мальчишкам и девчонкам, учившимся за год до войны в 9"Б". Ему 17 лет, значит, учился он в той же самой советской школе, точно так же верил в идеалы коммунизма, на войну, похоже, пошел добровольцем, поскольку возраст у него еще непризывной. Как же так получилось, что при опасности он не просто струсил, а превратился буквально в визжащую пакость? И как позже в нем - советском парне - произошел нравственный перелом, как он пришел к вере? Как получается, что воспитанные по одним и тем же образцам комсомольцы буквально в считанные годы становятся антиподами? И как жил Анатолий с сознанием своей вины и предательства?

Или не был он таким уж идейным комсомольцем и для него понятия "защищать Родину", "верить в коммунистические идеалы" были пустым звуком, поэтому он без малейших колебаний дезертировал?

Не "что с ним произошло", а "как" и "почему" - вот что мне интересно больше всего.

В "Журавлях" мы видим, как несет свою беду, свое невольное предательство Вероника, как она ежеминутно казнит себя за не свою, в общем-то, вину. И от кого она получает самую большую поддержку? От Федора Ивановича, отца ее погибшего жениха. Кстати, Ф.И. произносит очень примечательную фразу, совершенно не вписывающуюся в жестко прописанную советскую мораль. "С тобой произошло несчастье и осудить тебя может только тот, кто сам способен но бОльшую гнусность". Немолодой человек, сформировавшийся задолго до революции, сын верующей матери - все эти мельчайшие штрихи то тут, то там встречаются на всем протяжении фильма. И сравнить эти слова с убеждением воспитанного в 20 - 30 годы Жеглова "Милосердие - поповское слово"....

Вообще, старые фильмы смотреть очень интересно - малейшие реплики, мимика, жесты персонажей создают законченный образ, помогают понять, что это за человек, как он жил раньше.

Вот и про Анатолия мне гораздо интереснее было бы видеть не результат, а процесс. Пожалуй, единственная книга, в которой мне встретилась подобная эволюция, - это "Московская сага" Аксенова. Не знаю, как это показано в фильме, а в романе очень интересно было наблюдать, как меняются взгляды Кирилла - профессорского сына -марксиста-политзаключенного-верующего. Но тут, опять-таки, у ребенка хоть сколько-то лет до революции было нормальное детство, семья, пусть и внешне неверующая, но сохраняющая христианские традиции и не зараженная коммунистической словесной трескотней.

А как это все присходило в душе комсомольца, что было заложено в него семьей и воспитанием, как изменялись его взгляды - вот это мне было бы очень интересно увидеть. Жаль, подобный фильм едва ли по силам нынешнему кинематографу...
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments