Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

По заявкам публики

Про девочку Надю, или почему для меня "Ирония судьбы" ни разу не сказка, да еще с хорошим концом.

Жила-была девочка. Судя по ее возрасту и срокам съемок фильма родилась наша героиня в первый военный год. С высокой степенью вероятности можно предположить, что папа ее либо с войны не вернулся, либо вернулся, но вскоре умер от ран. Как бы то ни было, воспитывала девочку властная и авторитарная мама. И довоспитывалась до того, что девочка выросла закомплексованная, зажатая, абсолютно не ценящая себя как личность, да еще, по большому счету, признающая только неравноправные отношения, в которых она выступает подчиняющейся стороной. Ну и, плюс к этому, у девочки явно выражен синдром дефицита мужского (в первую очередь отцовского) внимания.

Вспомним, она же сама говорит, что еще до Ипполита в течение десяти лет была любовницей женатого мужчины, довольствуясь теми крохами внимания, которые она от него получала. Выходит, ввязалась она в эти отношения еще совсем девчонкой, чуть-чуть за двадцать. И это в 60-е, когда советское общество к вопросам пола относилось совершенно пуритански. То есть, ради того минимума тепла и мужского участия, которое она получала, Надя готова была терпеть совершенно унизительные отношения и рисковать своей репутацией - в те годы за аморалку клеймили весьма жестоко.

В конце концов, мучительные отношения разорваны, у Нади появляется серьезный положительный жених Ипполит. На самом деле, как мне кажется, для женщины надиного склада он - действительно оптимальный партнер, потому что воплощает в себе разом черты и мужа, и властного авторитарного отца, давая Наде чувство защищенности и воспроизводя ту модель отношений, к которой она привыкла с матерью.

А привыкла Надя быть жертвой. Это и в отношениях с Ипполитом прекрасно видно, когда он навешивает на нее массу эпитетов типа "безответственная", "неорганизованная", а Надя вместо того, чтобы надавать ему пощечин и выставить за дверь, начинает оправдываться. Можно, конечно, жалеть бедную, неприспособленную к жизни дурочку, считающую, что в 34 года жизнь кончена, что ради статуса замужней женщины на что только не пойдешь... Но мне кажется, что для самой Нади именно такие отношения и были необходимы, к ним она стремилась и ничего другого по-настоящему-то и не хотела.

Потому что будь она уважающей себя и свои границы женщиной, ценящей себя как личность, не поставила бы она себя с Лукашиным вновь в положение подчиненное, не  допустила бы постоянного нарушения своих личных границ. Ладно, оставим в стороне спорный эпизод обнаружения пьяного Жени в надиной квартире. Но ведь этот самый московский гость, едва очухавшись, начинает вести себя точь в точь как Ипполит, только прикрывается это сверху неким околобогемным шармом. И Надя вновь терпит и хамский тон, и выброшенную за окно фотографию Ипполита, и порванный на клочки билет, а все ее робкие попытки протестовать звучат, извините за выражение, как в том анекдоте, где мазохист умоляет садиста "Ну помучай меня еще". 

Чего, казалось бы, проще - в самом начале истории вызвать милицию, сдать подгулявшего вторженца, и оградить свою собственную жизнь. Так нет же, бесцеремоному визитеру позволяется практически все - и вмешательство в чужую жизнь, и хамство, и навязчивое присутствие. А все почему? А потому, что именно такая модель поведения привычна, понятна и удобна. И у нее еще один бонус есть - кусок неважно какого, но внимания нового мужчины. А ради мужчины можно и потерпеть...

Ну и финал-апофеоз, конечно, это сцена с Ипполитом в душе. То есть, бедного-несчастного трепетного московского пьянчужку можно и нужно жалеть, потому что ему деваться в этом городе некуда. А вдрызг мокрого человека, который еще несколько часов назад носил статус "самого близкого на свете", можно запросто отпустить на мороз и не особо париться, что он заболеет, хотя при таком раскладе ему верная пневмония светит. Очень взрослое и ответственное поведение, ага!

Про Лукашина я особо распространяться не хочу. Да, я охотно верю, что есть мужчины, живущие до 35 - 40 лет с родителями, и при этом вырастающие не инфантилами, а взрослыми зрелыми людьми. Наверняка в природе такое встречается, просто мне везло исключительно на обратные примеры.  Я полагаю, что если семья полная, т.е. у мамы есть муж, то у мальчика еще есть шансы вырасти нормальным. Но у Лукашина-то ситуация совсем другая, они с мамой давно и прочно замкнуты друг на друга, так что тут труба полная...

Кто за Женю Лукашина весь фильм решения принимает? Правильно - то Галя, то мама, то Надя. А Женя мнется, жмется, и максимум, на что он способен самостоятельно - это выбросить фотографию Ипполита, вернуться в дом к Наде после того, как его выгнали, порвать билет - т.е. регулярно хамить женщине, которая в каких-то ситуациях оказалась мягче и податливее его самого.

И еще мааааленькая ремарка. Так получилось, что мне в жизни немало приходилось иметь дело с мужчинами в состоянии очень крепкого подпития. И студенческая компания наша пару лет по этой части жару давала, и первый мой супруг, как многим известно, был натуральным алкоголиком... Так вот,  ежели мужик надрался до такой степени, что не заметил, как его из одного города в другой перекантовали, то по приходе в себя будет ему тааак хреново, что либо ему вообще не до баб станет, либо окажется глубоко пофигу, какую обнимать и какой песни петь (ежели гитару в руках удержит, конечно). Синдром плохендро - штука страшная, честно скажу. 

В общем, можете считать меня начисто лишенной романтизьму, но не получается у меня считать любовью мечтания, возникшие в тяжелом похмельном сознании...
Tags: Размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments