Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Categories:

Как это было (и есть) в Квебеке...

Специально для о. paisius 

Для начала маленьькая историческая справка. До сравнительно недавних пор (примерно до середины 60-х годов) позиции католической церкви в Квебеке были очень прочны, но и злоупотреблений со стороны духовенства было невообразимо много.  В частности, женщина, не сумевшая доносить до конца беременность, автоматически приравнивалась к абортнице. Даже перед смертью от кровотечения ее не исповедовали и не причащали.  Если женщина через год после рождения ребенка не беременела, и она, и ее муж могли быть отлучены от причастия до тех пор, пока не наступит новая беременность. Более того, кюре имел право принудить пару к исполнению супружеского долга в своем присутствии с целью пополнения католического франкоязычного населения.

Это не слухи и не сплетни, подобная практика была распространена как минимум до конца 40-х годов, я об этом слышала от множества людей разных возрастов, происходивших из самых разных уголков провинции. Немудрено, что в послевоенные годы, особенно с распространением радио и телевидения, народ начал соображать, что это как-то чересчур, поэтому сначала медленно, а потом все сильнее и сильнее люди стали от церкви отходить. И, как это обычно бывает, дошедший до упора маятник в противоположную сторону качулся тоже весьма резко.
Когда мы приехали в Квебек в сентябре 1997 года, в городе было два аналога рашего гороно - "Комиссия католических школ" и "Комиссия протестантских школ". В протестантские (англоязычные) школы имели право поступать только дети англофонов, соответственно, выбора у нас не было. Митя пошел в школу имени св.Арсения Великого, первые месяцы нам еженедельно присылали приглашения на школьные воскресные мессы. Ближе к новому году случилась первая реформа, школы отделили от церкви и переименовали католическую комиссию в франуоязычную, а протестантсткую - в англоязычную. Тем не менее, большинство школ продолжали носить имена святых, в начальной школе активно преподавали Закон Божий (с альтернативой в виде уроков морали для детей-нехристиан) и вели специальные занятия по подготовке к первому причастию.

В 2002 году Митя перешел в среднюю школу, поступив в колледж Jean-Eudes, католическую частную школу, основанную полвека назад одним из монашеских орденов. Мы подписали со школой контракт, в котором помимо всего прочего фигурировал Закон Божий как обязательная учебная дисциплина, плюс ношение формы строго установленного образца.

Два первых года никаких проблем не было, основы христианства детям преподавали на очень высоком уровне (это как раз к тому периоду относятся Митькины высказывания о том, что ВЗ намного интереснее любого исторического романа), учили серьезно ориентироваться в Библии, а в качестве наказаний давали детям переписывать фрагменты Писания. Не помню уже, чем так отличался наш отпрыск, но угомонить его сумели только обещанием, что за следующее замечание од будет переписывать от руки "Исход". Весь...

На третий год начались попытки реформирования школьной программы. В дело кончилось тем, что из школ ушло большинство действительно сильных педагогов, преподававших основы христианства. Сейчас этот предмет заменен на "Основы мировых религий", но поскольку учебныхх программ до сих пор нет, а педагоги сами толком не знают, что преподавать, то получается полная ерунда. Например, в качестве курса основ иудаизма дети учили ханукальные песнопения, а потом на уроке "играли" по ролям в семейной отмечание Хануки.

Поскольку на каждом углу теперь твердят, что государство у нас светское и школы от церкви отделены, потихоньку школы начали переименовывать, заменяя имена святых на что-то более нейтральное и политкорректное.

Под предлогом сокращения числа прихожан, приходы объединяются, ненужные церковные здания либо сносятся, либо перепрофилируются, либо передаются верующим иных конфессий. Честно говоря, из того, что я сама видела, меня сильнее всего шокировало здание старинного собора в Латинском квартале, переделанное под вход в одно из зданий университета. Точнее, университет так встроили в квартал, что две бывшие церкви стали служить его холлами и дверями.

Так что тот факт, что Жан Шарэ вдруг дал отпор поползновениям снять распятие из квебекского парламентского зала заседаний - для меня это большая неожиданность. Вопрос этот муссируется уже больше года и я была почти уверена, что решится он диаметрально противоположным образом. 

Вот, кстати, достаточно характерный пример нынешнего состояния дел. В той самой католической средней школе, которую наш старший уже закончил, а младший пока нет, пару лет назад девочка-мусульманка устроила демарш. Дело в том, что все родители каждый год дают расписку в том, что их дети будут соблюдать школьную форму и не выставлять напоказ в школьном здании никаких признаков религиозной принадлежности. Т.е. хочешь носить крест - пожалуйста, но только под одеждой. Платки- тюрбаны-кинжалы за школьной територией - сколько угодно, но в классах этого не должно быть.

Тем не менее, одна барышня в четвертом классе вдруг решила, что хочет ходить в платке и только в платке. Учителя настаивали, чтобы она платок сняла, ибо не положено и в уставе школы четко прописано. Девочка подала на школу в суд и... выиграла процесс.

Ну а про такие "мелочи" как постепенная замен поздравлений на открытках с "С Рождеством" на "Сезонные поздравления", превращение Пасхи в "праздник всех зайчиков" с культом шоколадных яиц, "гейскую деревню" почти в самом центре города я уже молчу. На днях полезла на официальный туристический сайт Монреаля, чтобы уточнить, какие у нас тут интересные мероприятия в ближайшие две недели ожидаются, а там информация разбита по категориям. И чтобы получить доступ к нужному пакету информации, нужно сначала ответить на вопрос "Кто ты будешь такой" с вариантами ответа "Турист", "Туроператор", "Гей или лесбиянка", поскольку для последней категории граждан существует дополнительно целая индустрия развлечений...

Ну и в качестве "вишенки на торте" - местные ругательства (если кто не в курсе). Роль русского мата в квебекском языке отводится словам "Святые Дары", "Дарохранительница", "Святая Чаша" и прочим понятиям, в первую очередь связанным с Евхаристическим каноном.

ЗЫ: Соревнование в остроумии в комментах меня достало, времени (да и желания) входить в пространные дискуссии с каждым отдельным скептиком тоже нет. Так что засим тема закрыта для всех.
 
Tags: Квебекская жизнь
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author