Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Не знаю, может, я тут в открытую дверь ломлюсь, и это всем давно уже ясно и понятно, но меня еще месяц назад, когда я вникала в иудейские похоронные традиции, зацепили кое-какие моменты и их соотнесение с Евангелиями. Короче, судите сами...

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.  (Евангелие от Иоанна)

Очень характерное слово "сидела" и упоминание о том, что в доме было много визитеров. По иудейскому обряду ближайшие родственники покойного должны соблюдать обычай, именуемый шива. Причем шива именно "сидят" в буквальном смысле слова, желательно прямо на земле или на очень-очень низком сидении. Статус родственников онен (скорбящий) меняется на авель (в трауре) сразу же после того, как могила засыпана землей. Первые семь дней траура называются шива. Во время шива, в частности,  нельзя выходить из дома, кроме выхода в синагогу для чтения кадиша в миньяне, надевать кожаную обувь, мыться горячей водой. Зато принято, чтобы все, знавшие покойного, приходили в дом, погруженный в траур, начиная с четвертого дня после похорон, а родственникам прямо предписывается сидеть шива в доме покойного.

Таким образом, упоминание о том, что в доме Марфы и Марии собралось много народа, именно что пришедшего навестить и утешить их, служит подтверждением того, что с момента похорон Лазаря прошло уже больше трех дней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. 

Получается, что Мария строго придерживалась обряда, а Марфа как раз ради Христа его нарушила. И чуть погодя Мария тоже отступила от обычая, но не иначе как по прямому зову Христа.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

Второй момент, на который я обратила внимание, - то, что умащать тело Христа благовониями после погребения идут женщины. Дело в том, что по иудейским законам женщины категорически не имеют права прикасаться к телу усопшего мужчины. Кроме того, нигде, насколько я помню, не упоминается об омовении тела водой (или хотя бы намерении совершить омовение), что в принципе является обязательным элементом погребального ритуала и должно быть непременно осуществлено. Причем по обычаю если смерть наступила незадолго до субботы, то все положенные ритуалы как раз и должны были быть осуществлены в воскресенье. Обвитие же тела плащаницей было временным, промежуточным ритуалом, совершенным в ожидании положенного омовения и последующего облачения и более тщательного "спеленывания". Только вот осуществлять все эти действия должны были мужчины... Обмывание тела - вековой еврейский способ оказания уважения умершим. Это не просто "старинный обычай" или "хорошая традиция", но абсолютное требование еврейского Закона.

Опять-таки, нигде в Евангелиях не упоминается о том, что присутствовавшие при кончине Христа Богородица, ап. Иоанн и женщины разрывали одежды (делали т.н. криа), что, по идее, должны были совершить непременно.

А вот то, что большинство апостолов не последовали за женами-мироносицами, дабы увериться в воскресении Христа, косвенно указывает как раз на то, что поначалу они тоже сидели шива по Учителю, и никто, кроме Петра и Иоанна, не отважился нарушить закон. И только после многочисленных свидетельств о том, что гроб пуст, другие тоже решились покинуть дом и отправиться в другие места (Лука и Клеопа - в Эммаус).

И тот факт, что погребали Христа Никодим и Иосиф Аримафейский, не входившие в число самых близких учеников, тоже, не исключено, объясняется тем, что все близкие уже в это время сидели шива, соблюдая тем самым традицию.

Вообще, насколько все-таки понятнее становится Библия, если знать культурный контекст эпохи... Какие-то моменты, мимо которых проскакиваешь, не особо задумываясь, обретают гораздо более глубокий смысл. И даже на вот таком бытовом уровне намного яснее видно, чем Новый Завет отличается от Ветхого.
Tags: Разобраться, Христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments