Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

 Вот зря я не взяла сегодня на службу фотоаппарат. Такие эпизоды были... А теперь придется все на словах пересказывать.

Первый раз в жизни видела, как батя принимает исповедь, держа на руках грудничка. А куда деваться? Мама малышки исповедуется, папа на амвоне кадит, а ребенка ни к кому больше на руки не идет... Смотрелись они все вместе, кстати, очень славно.

А еще... Какие же наши бабушки все-таки трогательные!  Их поздравляешь, они не верят, что вот эта малость, пустячок - для них, что их тоже поздравляют, а не только малышню.

Вообще, мне вот что кажется (я по своему храму сужу, но, сдается мне, в других местах тенденция сходная) - в Рождество у нас очень уж перекос в сторону детей делается, словно это их и только их праздник. В итоге вся эта мелочь пузатая принимает подношения словно так и нужно, как само собой разумеющееся. А то и совершают натуральный "обход" всех взрослых подряд - типа, а вы что мне подарите?

Я тут сегодня на службу отправилась увешанная пакетами по уши,  да и вообще понаблюдала, как в храме происходит процесс рождественского одаривания, и ощущения в итоге довольно грустные. Не знаю, может, я ошибаюсь, но в целом у меня осталось впечатление, что молодняк воспринимает подарки как полагающиеся им подношения. А если полагается, то чего там, головой кивнул, невнятно что-то буркнул и дальше помчался, чтобы нигде ничего не упустить.

Так что поводов для раздумий у меня получилось три.

1. А учим ли мы своих детей как правильно принимать подарки? Это ведь, на самом деле, очень важное умение, которым обладают далеко не все.  И умеем ли мы сами это делать, вообще-то говоря? Потому что можно хоть тысячу раз младенцу напомнить "Скажи тете спасибо", но если мы сами этого не умеем, то ребенок подражать станет все-таки нашим поступкам, а не словам. А само "спасибо" тоже ведь можно очень по-разному произнести, так, что интонация и прочее поведение могут очень сильно не соответствовать смыслу слов.

2. Задаривая сверх меры детей, мы совершенно забывает про стариков. А они ведь тоже как малые, и многие из них так или иначе одиноки. И им знаки внимания важны ничуть не меньше, а может, даже и больше, чем детям.

3. С таким задариванием, судя по всему, мы приучаем детей к очень потребительскому отношению, что они все получают, но сами не прилагают никаких усилий, никакой инициативы, чтобы порадовать других людей, поздравить их с праздником. И если своих ровесников они еще хоть как-то одаривают купленными родителями игрушками, то для более старших прихожан, как правило, не находят даже двух слов, чтобы поздравить с праздником. А уж такие вещи как сделать что-то своими руками,  открытку нарисовать, что-то смастерить, испечь, короче, вложить толику своего времени и своего труда, и вовсе из употребления вышли в массовом масштабе.

В общем, грустные какие-то наблюдения получились. И что-то чем дальше, тем все меньше и меньше мне нравятся результаты того, что называют современной детоцентричной гуманистической педагогикой. Не должна жизнь строиться по принципу "все ради детей, детские интересы превыше всего". Неправильно это, ибо на выходе мы имеем в массовом масштабе эгоистов и невротиков.

И паки с Рождеством Христовым!
Tags: Церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments