Татьяна (lady_tiana) wrote,
Татьяна
lady_tiana

Categories:

Обычно я свои статьи до публикации не обнародую, но тут случай особый, поэтому хочу сначала обкатать текст рецензии в журнале. Други, под катом мои впечатления от "Алисы", мне очень интересно, что вы об этом думаете. Статья сырая, стилистически еще будет правиться, сейчас меня больше интересует разговор по сути, о расшифровке "послания" фильма. Причем сугубо интересует мнение психологов - написанное выглядит полным бредом, или все-таки не совсем? К летучим помидорам и тапкам готова.

В погоню за белым кроликом

С момента выхода на экраны «Алисы в Стране Чудес» прошло чуть больше месяца, а интернет уже полон негативных рецензий, с самых разных точек зрения критикующих новый фильм Бартона. Честно говоря, начитавшись их, я фильм смотреть не хотела. Но сложилось так, что мы оказались в чужой стране, в чужом городе, проливной дождь сломал все прогулочные планы, поэтому не оставалаось делать ровным счетом ничего, кроме как отправиться в кино. А из зала мы с мужем вышли три часа спустя в полном вострге и потрясении, и потом до ночи не могли успокоиться, перебирая один за одним все эпизоды фильма. Вот я и решила результат нашего обсуждения записать, может, это поможет кому-то лучше понять такой необычный фильм, маскирующийся под парадоксальный готический боевик.

Итак, куда-то в неведомую даль мчится карета. В карете две женщины – старая и юная. Старшая – чопорная, властная, стремящаяся на каждом шагу контролировать девушку до такой степени, что не находит нужным сказать, куда везет дочь (при том, что ту ожидает помолвка, ни много, ни мало). Более того, мать не считает зазорным задрать дочери юбку, чтобы удостовериться в наличии белья. Дочка же – типичный протестный подросток-тихушник. На явный протест отважиться не решается, но «для себя» принятые нормы нарушает, не нося ни корсета, ни чулок, что для викторианской Англии вещь немыслимая.  Девочка явно зажатая, скованная, страшненькая, с воспаленным взглядом и жидкими, выбивающимися из прически прядями. Она одновременно как бы и здесь, и где-то в другой реальности, прислушиваясь к чему-то внутри себя.

И на приеме, обернувшемся помолвкой, она тоже явно не в своей тарелке, не вписываясь в общий стиль поведения и не допуская до сознания, что все-таки происходит вокруг нее. А потом... потом происходит так всем хорошо известная погоня за кроликом, падение в нору, пирожок «съешь меня»... и вопрос жителей Нижней страны «А наша ли это Алиса, настоящая ли она?».

И вот этот вопрос вкупе с  ее собственными размышлениями о том, куда она попала – в сон или в реальность, и становится началом пути Алисы к самой себе. И дальше, по сути говоря, неважно, настоящие ли все те Нижние жители, которые встречаются на ее пути, или это только выдумки, сны, ибо все они – символы. Символы того, как в сознании девушки отражается окружающая ее жизнь. Того, как, в общем-то, это происходит в головах у большинства из нас, особенно у тех, чьи отношения с родителями были сложными и болезненными.

Во-первых, очень четко на «хороших» и «плохих» расщепляются образы родителей. Антитеза Червонных Королевы и Валета и Белой Королевы и Шляпника – классический пример того, как ребенок не в состоянии вместить слишком полярные проявления одного и того же родителя. Но при этом все далеко не просто и не однозначно. Жесткая, властная, уничтожающая идентичность других людей («Голову с плеч!») Красная Королева сомневается в своей правоте и настойчиво ищет любви, которой ей так отчаянно не хвататет. И недаром она в момент ссоры бросает сестрице – Белой Королеве, фразу о том, что та отлично умела добиваться от родителей всего, чего захочет, состроив гримассу невинной и беззащитной девчушки с большими глазами.

То есть, проблема тянется еще из маминого детства. Это ее не принимали родители, не желали видеть ее такой, какая она есть, и поэтому она научилась приспосабливаться, носить маску, подстраиваться под родительские ожидания, чтобы получить свою долю тепла и ласки. Отсюда и ее яростьк окружающему миру, и неуемное стремление, чтобы ее полюбили такой, какая она есть, и ненависть к «сестре» - второй своей ипостаси, не вполне естественной, сконструированной на радость родителям.

Белая королева тоже не так проста, с ее ломаными движениями, фальшивыми интонациями, магическим напитком, изготовляемым из весьма сомнительного сырья, поставляемого нелюбимой, но тем не менее полезной сестрицей. Она вроде бы олицетворяет добро, но добро странного свойства, пассивного и порядком равнодушного к другим людям.

Та же история и с мужскими образами. Червонному Валету – властному, подавляющему, авторитарному отцу, не чуждому и отдельных инцестуозных поползновений, противостоит чудаковатый, не вписывающийся в каноны, но бесконечно преданный Алисе и Белой королеве Шляпник, готовый отдать жизнь за тех, кто ему дорог. И эта его преданность, любовь и забота заставляют забыть о странностях и парадоксальном поведении. Вообще, все внешнее становится неважным и ненужным, уходит на второй план. А главное – его полнейшее приятие Алисы, готовность идти ради нее на любые жертвы, т.е. символ абсолютной отцовской защиты и признания. И даже то, что многие расшифровали как роман между Алисой и Шляпником, на самом деле совсем иное – это именно отцовское восхищение расцветающей девушкой, то первое ощущение себя прекрасной и любимой, которое растущая девочка получает от отца куда раньше, чем от любых других мужчин.

Великолепна метафора, зашифрованная в образе чудовища Брандашмыга. А именно – в травме заложен и ресурс для ее исцеления. Неслучайно ведь именно Брандашмыг зализывает и лечит те воспалившиеся царапины на предплечье Алисы, которые сам нанес.

Великолепен весь эпизод, связанный с битвой Алисы с Бармаглотом. Там каждая фраза, каждый взгляд исполнены смысла. Не случайно Белая Королева говорит, что Алиса должна сама совершить свой выбор и выйти на бой. По сути дела, это метафора того самого внутреннего разлада, который происходит внутри Алисы, ее конфликт с матерью. И выбрать ей нужно, как жить дальше – продолжать ли бороться и противостоять, или примириться и принять мать такой, какой та есть, прекратив демонизировать ее не лучшие проявления. 

Отсюда и сама битва с драконом, испокон веку являющимся символом ужасной, поглощающей матери. Т.е., разрушение Алисой в самой себе представлений о матери как о властном монстре, ломающем ее жизнь. Отсюда и ссылка Червонной парочки в дальние края без права упоминания их имен. Дракон побежден, Алиса перестала бояться матери и видеть в ее поступках, в первую очередь, недобрые намерения и угрозу для себя. 

И тот факт, что Алиса идет на бой в образе мальчика, тоже не случаен – это и отсылка к могочисленным мифам и легендам, и классический сюжет спасения красавицы от дракона. Причем в качестве спасителя может выступать как некто внешний (принц, рыцарь и т.п.),  так и, при его отсутствии, сама красавица в своей мужской ипостаси. Ведь не секрет, что в каждом из нас есть и мужское начало, и женское. Таким образом, Анимус Алисы приходит ей на помощь, освобождая от давящего образа матери и высвобождая ее женскую сущность, красоту и грацию.

Не случайно после битвы «девочка» Алиса выглядит куда красивее и женственнее, нежели в сцене помолвки.  Избавившись от Красных монстров, Алиса и сама меняется, и видит, как изменились окружающие ее люди. Стала мягче, проще и естественнее Белая Королева, расцвел и похорошел до того порядком оборванный и обтрепанный Шляпник, и в целом из окружающего мира исчезла напряженность, он стал свободнее и ярче, а все былые монстры и уроды потеряли свои накладные внешние дефекты и превратились во вполне симпатичных людей.

И отказ Алисы остаться в Нижнем мире, ее возвращение в свою жизнь, это тоже метафора, символ сепарации, отделение от родителей и начало самостоятельной жизни по собственному выбору, а не по чужой указке или случайности.

В общем, еще до того, как мы прочли комментарии к фильму самого его создателя Т.Бартона, мы пришли к тому же, о чем говорит он, -  что это история о пути Алисы к самой себе, о ее борьбе с внутренними чудовищами, о примирении с родителями и об обретении самой себя и своего пути. Говоря короче – о Травме и ее исцелении.

И очень жаль, что так мало зрителей сумели увидеть в картине именно это.

Tags: Мои статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →